На протяжении тысячелетий старшее поколение обучало младшее: приемам охоты и собирательства, премудростям ремесла, основам науки и искусства. Из поколения в поколения передавались одни и те же знания и навыки. Технический прогресс шел крайне медленно. Общество было устойчиво. Благодаря этим факторам система работала идеально. Из всего этого вытекал основной принцип образования: «старший всегда прав».
И сегодня современная многоуровневая система образования (детский сад-школа-университет) строится по этому же принципу. Учитель – субъект, ученик – объект. Учитель устанавливает правила, ученик им следует.
ИСТОРИЯ СОЗДАЕТСЯ МОЛОДЫМИ
Растущий сегмент онлайн-образования до недавнего времени строился по вертикали «учитель-ученик» в еще большей мере, поскольку ученику дают готовый продукт, а коммуникация с учителем затруднена. И здесь также все строилось на правиле: «старший всегда прав».
Но если заглянуть в историю, то есть множество фактов, когда прогресс двигался именно молодыми. Александру Македонскому было всего 20 к началу его исторической деятельности, а многим участникам списка Forbes в 90-х не было и 40.
И создание новой эры цифровых технологий, развитие IT-отрасли также начинали 20-летние.
В современном мире возраст перестал быть гарантом опыта и компетенций. Сегодня молодые в равной степени могут учить представителей поколения «отцов».
«УЧИТЕЛЬ+УЧЕНИК»: ПАРАДИГМА НОВОГО ВЕКА
Сегодня формула, по которой строится современное образование, в том числе, и даже больше, онлайн-образование – это «ученик+учитель». Учитель становится наставником. Это новая парадигма современного образования.
Грань между учителем и учеником постепенно стирается. Если учитель говорил что и как надо делать, лишая ученика выбора, то сейчас наставник показывает, как надо, без жесткой проверки «правильности» сделанной работы.
Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания. Время - большая ценность для них. Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат.
Представители нового поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, и они ожидают нормального, уважительного диалога. Это особенность поколения.
Сегодня молодые живут другом мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Образование претерпевает кардинальное обновление: формула «класс-учитель-ученик» уже не работает. Новое поколение меняет правила игры. Образовательный процесс строится по новой формуле «наставник+ученик+цифровые технологии».
Уральский колледж индустрии красоты активно использует в учебном процессе инновационные технологии, отвечающие потребностям современных учащихся. Внедрение новых интерактивных методов обучения, создание электронной библиотеки для работы студентов, задействование дистанционных обучающих технологий, использование в образовательном процессе различных видов контента – все эти приемы организации учебного процесса базируются на характерных особенностях нового «цифрового» поколения, отвечают потребностям современных студентов и повышают эффективность обучения.